Благодарные "кушатели"
Большинство из нас, приходя в ресторан или кафе, непременно мучаются вопросом: сколько дать денег официанту «на чай» и давать ли вообще?
Размер чаевых — личное дело каждого посетителя ресторана.
У моего приятеля на днях была деловая встреча в одном из столичных кафе. Выпив по паре чашек кофе с немудреной закуской и обсудив рабочие детали, молодые люди стали собираться. Принесли счет – 950 рублей. Друг положил тысячу и направился к гардеробу. Однако на выходе его поймал официант и, гордо выпятив грудь, с перекошенным от недовольства лицом протянул полтинник: «Вот ваша сдача. Мне на сигареты не надо. Зарплата позволяет…»
Большинство из нас, приходя в ресторан или кафе, непременно мучаются вопросом: сколько дать денег официанту «на чай» и давать ли вообще? Витиеватая фраза на некоторых чеках «Вознаграждение официанту приветствуется, но остается на Ваше усмотрение» не только не проясняет ситуацию, но вносит еще больший сумбур в головы клиентов.
В Советском Союзе чаевые швейцару, официанту, гардеробщику, метрдотелю и т. д. были неотъемлемой частью культуры, в которой купить нельзя, но можно выпросить. И хотя СССР уже давно нет, избавиться от «совка» в нашем сознании не так легко. Вы, например, знаете, что многие люди в нашей стране оставляют «на чай» только потому, что боятся в противном случае в следующий раз плохого обслуживания? Им почему-то кажется, что жадных клиентов официанты непременно запоминают в лицо и при следующем посещении заведения стараются как-то им насолить: долго несут заказ, приносят блюда холодными, всячески игнорируют беспорядок на столе, например, переполненную окурками пепельницу, - заметила психолог Анна Бахметьева. – При этом российский потребитель в массе своей даже не подозревает о том, что с таким безобразием не только можно, но и нужно бороться. Мы готовы качать права где угодно, но только не в ресторане. Между тем нет ничего зазорного в том, чтобы потребовать принести вам горячий, а не холодный эспрессо. Вы же не будете покупать дырявую блузку в магазине? Строго говоря, в мире действуют две принципиально разные схемы оплаты труда ресторанной обслуги. По одной из них чаевые – это зарплата официанта, и не дать чаевых – значит лишить работника его законной получки. Такая система действует в США: здесь в закусочной «на чай» оставляют 10%, в хорошем ресторане - 25%. Эти требования даже зафиксированы в специальном меморандуме Национальной ассоциации ресторанов США. И хотя формально выполнять их необязательно, оставить официанта без чаевых - почти то же самое, что публично дать ему пощечину. Как-то раз Хиллари Клинтон, позавтракав в ресторане городка Альбион в штате Нью-Йорк, от которого она баллотировалась в сенат США, не оставила официантке чаевых. Та, не будь дура, рассказала об этом газетчикам. Случился скандал национального масштаба.
По другой схеме плата за обслуживание уже включена в счет. Например, во Франции, где по этому поводу даже был принят соответствующий закон. Так что, посидев в кафе, французы оставляют кто 10 центов, кто 1 евро, в основном же сдачу забирают целиком.
Что каcается России, то формально у нас действует смешанная система: у официанта есть зарплата, и он получает «на чай». Однако официально это никак не регулируется и не оговаривается. По сути, как говорят сами официанты, в России нет системы вообще.
Как-то раз я сидела с подругами в ресторане. Сидели долго и, что называется, хорошо. Общий счет вышел где-то около 3,5 тысячи. Положили 4 тысячи. Сдачу нам не принесли, официант решил, что 500 рублей – это вполне заслуженные им чаевые. Мы устроили скандал. В итоге официант остался и без чаевых, и без работы.
А вот другой случай, описанный кем-то на одном из интернет-форумов. В одном дико «гастрономическом» ресторане гуляли друзья владельца, под занавес банкета официант положил на стол папку с 700 рублями сдачи. Гости немедленно обратились к ресторатору с текстом: «Так нас никто не оскорблял!» Тот факт, что парень не распознал в 700 рублях чаевые, клиенты восприняли как плевок в свою сторону.
Наша справка
Словосочетание «на чай» появилось в русском языке в середине XIX века. И напиток был выбран не просто так. В ту пору он являлся верным признаком человеческих взаимоотношений. Если про людей говорили, что «они вместе чай пить ходят», то можно быть уверенным, что отношения у них были самые сердечные. Таким образом, давая «на чай», человек как бы выражал сердечную благодарность.
В вакханалии вокруг чаевых участвуют обе стороны, но ни одна из них не пытается установить хоть какие-то правила. Как понять, глядя на собственный счет, сколько заработал официант?
"Чтобы внести некоторую ясность, сразу замечу: в абсолютном большинстве заведений Москвы у официантов есть оклад. То есть стабильная сумма, которую они в любом случае получат по истечении месяца. Но деньги эти мизерные. Например, в ресторанах и кафе сети, в которой я работала, оклад официанта равен 2300 рублям. При 12-часовой смене и графике работы два дня через два. Средняя же зарплата официанта в столице – 200 долларов. Райскими кущами это не назовешь, - рассказала Ольга Аникеева, менеджер одного из столичных ресторанов. – Так что основной заработок официанта – это чаевые."
Ольга сама когда-то начинала официанткой в одной из московских кофеен, так что о прелестях профессии знает не понаслышке.
"Получая чаевые, официант никогда в полном объеме не кладет их себе в карман. По крайней мере я о таком не слышала. Здесь возможны два варианта. Первый, распространен в большинстве кофеен, когда все чаевые складываются в «общий котел», а в конце рабочего дня делятся между обслугой, в том числе барменами, менеджером, хостес, судомойками и т. д. Второй вариант: официант отдает некий процент бармену и менеджеру, остальное оставляет себе. Есть в городе несколько дорогих ресторанов, где чаевые – единственный заработок официанта. Деньги «на чай» не облагаются налогом, поэтому рестораторам выгодно работать по такой схеме."
По словам Ольги, четких размеров чаевых в России нет, в принципе принято оставлять 10% от стоимости заказа, но этой рекомендации мало кто следует. В среднем сумма вознаграждения работника ресторана варьируется от 2 до 8%.
"По большому счету сколько оставить «на чай», личное дело каждого клиента. Конечно, любому официанту хочется, чтобы эта сумма была как можно больше. Но это вовсе не означает, что он может не принести сдачу или швырнуть вам в лицо ваши 20 рублей, заявив, что в подачках не нуждается. Это неприемлемо. Если официант не получил чаевые, он, как правило, догадывается, почему это произошло. И вряд ли причина – жадность гостя ресторана."
Давать или не давать «на чай»? Если вы довольны обслуживанием, то почему бы не сделать официанта богаче на полтинник или два? Если вам не все понравилось, оставьте эти деньги себе. В конце концов чаевые - это добровольная благодарность.
Источник: "Московская Правда"
|
|