На главную
Новости сайта
Новости кулинарии
Советы
Наши баннеры
Статистика
Почта
26 ноября 2024  
Разделы

 
Рекомендуем

Домашняя кулинария

Рецепты у Елены

Золотой ус


Потомок «медового хлеба»

А не рвануть ли нам в Тулу? На торжества «по случаю» – и на юбилей тульского пряника. Ведь ему, знаменитому и почитаемому, в этом году ох как много годочков стукнет. Не поверите: 325 лет!

Татьяна МАРЬИНА

Покопавшись в море исторических преданий, некоторые исследователи утверждают, что пряничное ремесло в Туле возникло гораздо раньше самоварного и оружейного, не говоря уж о гармошечном.

Где именно появились первые пряники – неизвестно. Возможно, что это была вовсе даже и не Тула. А вот когда именно они появились на Руси, историки установили: в IX веке. Назывались они «медовым хлебом» и представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком. Причем мед составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а с появлением экзотических пряностей, привезенных из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

Первое же упоминание именно о тульском прянике хранится в писцовой книге 1685 года. Потом пряничное дело стало уже распространенным народным промыслом, коим славились Архангельск, Вологда, Москва, Тверь. Со временем кустарщина перешла на фабрично-промышленную основу. Русский пряник пошел в Европу, шагнул за океан. В 1876 году на выставке в Филадельфии потомственный тульский пряничник Уткин получил бронзовую медаль – «за разнообразие сортов и оригинальность пошиба».

Каким именно было то самое «разнообразие сортов», какой «пошиб» поразил американцев – покрыто дымкой времени. Зато доподлинно известно, что в России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства.

Так называемый лепной пряник, или «фигурки» в виде рыбок, птичек и всяких зверушек, лепили из теста, как игрушки из глины. Печатный пряник делали с помощью пряничной доски, или «пряницы», в виде рельефного оттиска на тесте. Для изготовления силуэтного пряника (он же – «вырубной» или «вырезной») использовался картонный шаблон или штамп из жестяной полоски, с помощью которых из раскатанного теста вырезался силуэт будущего изделия.

Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным с надписью «Кого люблю, тому дарю», пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид... Все это было, было... И быльем поросло.

В 1990-х годах пряники еще пользовались достаточно высоким потребительским спросом. Но с расширением ассортимента мучных кондитерских изделий в розничной торговле и, соответственно, с бескрайними возможностями потребительского выбора спрос на пряники заметно поутих и в течение трех докризисных лет оставался на некоем умеренно стабильном уровне. В начале позапрошлого, 2008-го, года маркетинговые службы отметили всплеск покупательского интереса к пряникам. Чем он был вызван, объяснить не успели – цены практически на весь торгово-продуктовый ряд взлетели, пряники не стали исключением (за год они подорожали на 43 процента), и спрос снова скатился до прежнего умеренно стабильного уровня.

Вопрос на засыпку: «Где в России сегодня производится больше всего пряников?». Не спешите с «тульским» ответом – не отгадаете. Больше всего пряников производится у нас, в Питере. Еще шестьдесят с лишним лет назад на хлебозаводе Московского района было открыто первое пряничное производство – на базе бывших цехов по выработке армейских сухарей. А без малого тридцать лет назад хлебозавод выпустил знаменитый пряник «Сувенир» (дорогой подарок во времена повального дефицита).

Помните былой песенный хит про пряники – «...сладкие, мятные. К чаю ароматному угощенье знатное»? Ну тогда, в пору небогатого выбора мучных лакомств, прянику можно было придать «знатный» статус. Возможно ли вернуть его сейчас?

Основные потребители пряников – люди среднего и старшего возраста. Попытки производителей приманить школяров и детсадовцев к пряникам в виде фигурок с задиристыми названиями – «капризуля», «озорник» и им подобными, – большого успеха не имеют. Потому как нынешние родители детсадовцев к основным потребителям пряников уже не относятся. Не с кого малышне брать пример.

«Потребление пряников будет продолжать падать по мере естественного сокращения их потребительской аудитории», – прогнозируют аналитики. И наперебой предлагают производителям провести комплекс маркетинговых мер для возвращения прянику былой популярности. В частности, разработать новые марки, четко ориентированные на различные типы потребления.

Многослойный пряник-торт, по их мнению, мог бы потеснить кексы и рулеты на семейном столе «выходного дня». Сувенирные пряники с длительным сроком хранения в подарочной упаковке могли бы стать украшением праздничного стола. Ну и тому подобное... Справедливости ради: производители к советам прислушиваются. Во всяком случае найти поистине уникальные пряничные изделия в торговой рознице можно!

Да бог с ними, с уникальными!.. Появились пряники, на праздничность не претендующие, но интересные, по-своему оригинальные. Вот, к примеру, кондитерское объединение, обосновавшееся за городской чертой в Ленинградской области, освоило выпуск мини-пряников с фруктовой начинкой. Варианты начинки разные, но те, что с клюквой, – пальчики оближешь! И цена вполне доступная. Но многие ли покупатели, кроме приверженных «пряниколюбов», обратили на них внимание? Многие ли знают, где в нашем городе продаются настоящие тульские пряники?.. То-то и оно.

Производители, прислушавшись к советам рыночных специалистов – разнообразить ассортиментную линейку, – игнорируют настойчивые рекомендации активного продвижения пряничных новинок. А что в торговле двигатель? Правильно – реклама!

И объясняется маркетинговая пассивность современных мастеров пряничных дел (в отличие от производителей, например, колбас, молока и прочей ходовой снеди) очень просто. Нет у нас предприятий, специализирующихся исключительно на пряниках. «Угощенье знатное» выпускается в ряду прочей мучной «кондитерки», да еще производители подстраховываются от рисков самым ходовым и беспроигрышным товаром – хлебобулочными изделиями. Таким образом, пряники остаются для них вспомогательным товаром, способным обеспечить, как уже говорилось, умеренно-стабильный спрос покупателей среднего и старшего возрастов. В дополнительной рекламе пряников, по мнению производителей, этот возрастной контингент не нуждается.

Получается, что пряники – в ближней или в дальней перспективе – обречены на вымирание? Вполне возможно. Сколько разных вкусностей дошло до нас исключительно по описаниям в стародавних кулинарных книгах! Может быть, и о пряниках наши правнуки узнают только из рассказов прабабушек.

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Реклама

 
Партнеры

 
Счетчики


Copyright © "Азбука кулинарии" 2005-2024