Русская церковь обсудит, как поститься в миру
Одним из вопросов, вынесенных на обсуждение Межсоборного совещания, стал вопрос о дисциплине поста. Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви так прокомментировал это порталу "Православие и мир":
Вопрос о посте - это вопрос, практическую актуальность которого осознают очень многие: и епископы, и представители духовенства, и миряне.
Та дисциплина поста, которая предписана в наших богослужебных книгах, представляет собой часть монастырского уклада жизни. Никто и не пытался составить хотя бы примерные указания о дисциплине поста для людей, живущих в миру. Попытки мирян, не подготовленных к этому их предшествующим церковным опытом, примерить на себя всю строгость монашеской аскезы, приводят зачастую к плачевным последствиям. Всякое же отступление от типикона нередко рождает у ревнителей - как правило, происходящих из неофитов - чувство вины и собственной "православной несостоятельности".
В монастыре особый уклад жизни, он весь подчинен ритму суточного круга богослужения. Время Великого поста - совершенно особое время в монастырской жизни. Отец Павел Флоренский писал, что первая седмица поста - это неделя в году, когда все на время становятся монахами. Это меткое наблюдение, в этом есть своя правда, хотя, конечно, практическое осуществление этой идеи далеко не для всех возможно. Те, кто как обычно должны каждое утро спешить на свою работу, выполнять свои ответственные обязанности, не могут по настоящему даже на неделю сделаться монахами, они не могут на это время отложить в сторону все проблемы, которые требуют решения, все - иногда связанные с тяжелыми нагрузками - дела, которыми приходится заниматься. Мамы маленьких детей не могут отложить свои заботы о детях. Существуют общие представления о возможных послаблениях, но они ни в каких церковных документах не зафиксированы.
Задача Церкви в данном случае заключается не в том, чтобы упразднять какие-то из норм, отраженных в ее предании, а в том, чтобы выработать ранее общецерковно не предлагавшиеся нормы для людей, живущих в миру.
Существует и вопрос о требованиях, которые следует предъявлять мирянам, желающим причаститься Святых Таин. Эта тема уже обсуждалась в последние годы на некоторых пастырских совещаниях и круглых столах, она широко дискутировалась и на различных интернет-форумах. Высказывались, на мой взгляд, разумные предложения, согласно которым меру воздержания, предшествующего причащению, следовало бы сообразовывать и с тем, насколько часто христианин причащается.
|