$150 за пряник
Бизнес укрепляет традиции. В Китае, на мой взгляд, уж точно. Например, появившаяся в годы правления династии Юань традиция поедания лунных пряников жива и по сей день. В те давние времена, в преддверии войны с Монголией, китайцы решили запрятать призыв к началу войны в… пряники. Пряники те раздавали своим, сближая их в идее борьбы против монгольского хана.
По мне, так легенда крайне рыхлая. Но с тех пор традиционно, в 15-й день восьмого месяца по лунному календарю, народ лепит пряники в большом количестве, поражая друг друга формами и начинкой сих кулинарных экзерсисов. Китайцы их четко дифференцируют: гуанчжоуские – сладкие, пекинские и тяньцзиньские - вегетарианские, в Сучжоу – масляные и рассыпчатые, в Чаочжоу – белые и хрустящие. Самые вкусные в Гуанчжоу. Я живу в городе пяти козлов, и поэтому так считаю, спорить со мной по этому поводу бесполезно.
Сегодня печь и продавать пряники в Китае - крайне выгодно. На это обратили внимание даже такие монстры как Starbucks, Dove, Haagen-dazs. В ассоциации кондитерской промышленности и хлебопечения КНР меня ударили цифрами: в 2006 г. было продано лунных пряников на $1,62 млрд, в 2007 г. - на $1,85 млрд, в 2008 г. - на $1,76 млрд. Неплохо для традиции?
При этом интересно, что цена на пряники начинается от нескольких долларов и доходит до астрономических сумм – например, у Haagen-dazs $102 за восемь пряников в коробке. Китайские стоят дешевле, но они часто невкусные. При этом китайские пирожки за $35-40 занимают 85% рынка. Хотя есть и китайские пряники класса люкс, их делают в Чунцине. Там одна коробка стоит $150. Дорого? Да, но знаете ли Вы, что там внутри? Морские ушки (это такие съедобные моллюски), акульи плавники, ласточкины гнезда… Чувствуете размах? Упаковывают все в деревянные коробки ручной работы. Стоит такое удовольствие $150.
Хорошим тоном считается подарить коробку кулинарных изделий родственникам, друзьям, партнерам по бизнесу и т.д. Из года в год я получаю много-много таких подарков. Их присылают все: экспресс-доставка (DHL, TNT, STO), контейнерные линии, к услугам которых мы прибегаем, фабриканты, администрация здания, в котором мы работаем. В итоге набирается много коробок с этой "вкуснятиной". Есть их нет смысла: пряники эти в большой своей массе европейцу непонятны, клейстер какой-то (исключение пряники от Haagen-dazs, но такие нам не присылают). Вот и раздаются эти дармовые пряники нашим китайцам, те кушают - за ушами хрустит.
Самое сложное наступает, когда дарить приходится тебе. Угадать со вкусами крайне сложно. И приходится каждый раз ломать голову на тем, как выбрать пряник для господина Ли из Вэньлиня или для господина Гао из Шанхая. Тут в дело идет китайская философия: не важно, что и сколько ты, иностранец, подаришь, главное красиво обсказать легенду. Китайцам крайне нравятся не сами пряники, которые ты им презентуешь (ошибешься с пристрастием, твой пряник, наверняка, передарен), китайцам нравится легенда. Им приятно внимание, при этом не важно, на сколько ты раскошелился. Я дарил пряники и за $5, и за те злополучные $150 - эффект был один: "Спасибо, спасибо, а вот вам от нас". Главное не победа – главное участие, этот пораженческий лозунг можно применить и в вопросе даров любых подарков китайским товарищам. Главное не цена – главное процесс приношения дара. Так что если вам поставили задачу удивить китайца лунными пряниками, отрекитесь от попыток "брать ценой". Сосредоточьтесь на легенде и успех вам гарантирован!
P.S. Китайцы рассказывали, в сентябре 2007 г. в Шэньяне (на фестивале) в течение 20-ти часов 50 кондитеров испекли лунный прянище весом 22,5 т, рассчитанный на 110 000 человек (в расчете 1 кг на пятерых). За 0,5 кг пряника просили $1,4. К концу фестиваля он весь был слопан. Традиции, однако.
|