Во вкусе вина – доля нашего тщеславия
Чем выше стоимость вина, тем больше оно нравится людям, независимо от его истинного вкуса, отмечают исследователи из Калифорнии.
Эксперты из Стэнфордской высшей школы бизнеса и Калифорнийского технологического института обнаружили: люди ожидают, что чем выше стоимость вина, тем оно выше качеством, они обманывают сами себя, "реально ощущая" более приятный вкус дорогих, чем более дешевых вин.
Результаты исследования, опубликованного в "Записках Национальной академии наук" (Proceedings of the National Academy of Sciences), говорят о том, что ожидание качества включает в работу медиальную орбитально-фронтальную часть коры головного мозга, которая фиксирует удовольствия. Это происходит, даже несмотря на то, что при этом не задействуется та часть нашего мозга, которая интерпретирует вкусовые ощущения.
Хотя многие исследования показывали, как маркетинг влияет на поведение, это первое, продемонстрировавшее, что он имеет прямое воздействие на человеческий мозг.
Когда 20 взрослым испытуемым дали попробовать одно и то же вино, но назвали при этом различные цены, они сказали, что от "более дорогого вина" получили большее удовольствие. И действительно в той часть мозга, которая ответственна за удовольствия, отмечалась значительная активность.
"Нам давно было известно, что маркетинг имеет воздействие на восприятия людей, но теперь мы знаем, что цены способны "программировать" мозг, - говорит Баба Шив, старший преподаватель Стэнфордской высшей школы бизнеса и один из авторов данного исследования.
"Маркетологам нужно дважды подумать, прежде чем снижать цены", - подчеркивает Шив.
По данным исследования, если опыт был приятным, то мозг будет использовать его, чтобы помочь ориентироваться при принятии решений в будущем. Этот вывод имеет важные последствия для маркетинга, который стремится оказывать влияние на восприятие. Здесь все играет на руку продавцам - рейтинги, составленные экспертами, обзоры, информация о стране происхождения, условиях хранения, фирменные названия и неоднократные повторы рекламы.
|