Церковное вино породило раскол
В Страстную пятницу стало известно о разгоревшемся в Петербурге религиозном споре. Петербургская Епархия выступила против производителя «Кагора» (вина, используемого в церковных обрядах) компании «Вилаш». Суть претензий церковнослужителей в том, что виноделы использовали в оформлении своей продукции изображения святых, а также слукавили, заявив, что линия производства вина была освящена.
На сайте Управления Петербургской Епархии еще в марте появилось сообщение, в котором говорится, что верующие неоднократно обращались в Управление с требованием прекратить выпуск продукции, оскорбляющей их религиозные чувства. Оскорбительными верующие сочли изображения православных икон, крестов и храмов на этикетках. Примерно тогда же Санкт-Петербургское епархиальное управление в очередной раз обратилось к руководству компании «Вилаш» с письмом, в котором грозится обратиться в органы внутренних дел, если жалобы верующих не будут услышаны. А верующим с жалобами посоветовало обращаться в компетентные госорганы.
В компании «Вилаш» нас заверили, что «никакого скандала нет» и быть не может, так как, с точки зрения законодательства, все в норме. В частности, как следует из ответного письма в адрес Епархии директора «Вилаша» г-на Гасымова, компанией «были использованы либо фрагменты светских картин, либо стилизованные изображения, не имеющие никакого отношения к культовым объектам». В принципе, поспорить относительно того, что считать культовым объектом, можно. Эта тема находится в неком законодательном «вакууме», хотя пункт шестой пятой статьи закона «О рекламе» и гласит, что «в рекламе не допускается…использование религиозных символов».
Меж тем, в оправдание своих действий господин Гасымов ссылается на другую статью федерального закона «О рекламе» - под номером восемь. Вероятно, тут закралась досадная ошибка, так как, следуя тексту новой редакции закона, эта статья регламентирует рекламу «товаров при дистанционном способе их продажи», а вовсе не говорит о том, что «реклама не должна… выставлять в неблаговидном свете объекты искусства, составляющие национальное и мировое достояние, а само использование изображения последних не запрещено». На последнюю сентенцию можно было бы возразить, что оформителям в любом случае никогда не стоит забывать о соблюдении авторских прав владельцев мировых шедевров, да и произведений попроще тоже.
Арбитра в разрешении этого спора «Фонтанка» попыталась найти в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Как пояснил представитель Управления Юрий Зибров, «размещение на этикетке и упаковке товара информации не является рекламой, а значит, это не регулируется законодательством о рекламе, поэтому мы не можем применить какие-либо санкции в отношении производителя». По всей видимости, это означает, что, апеллируя к закону «О рекламе», ни Епархия, ни ЗАО «Вилаш» не смогут доказать свою правоту.
У Епархии есть еще одна претензия: в рекламной кампании «Кагора» от компании «Вилаш» говорится, что линия производства именно этой алкогольной продукции была освящена Александро-Невской Лаврой, что на самом деле правдой не является. Господин Гасымов, парируя это утверждение в своем письме, заметил, что «данная информация не содержится на этикетках продукции, а была только однажды использована в рекламных проспектах, изготовленных в 2005 году, не предназначенных для массового потребителя и впоследствии не использовалась и использоваться не будет». Возможно, что рядовой покупатель и не встретит этой информации на бутылочной этикетке, но вот тот, кто не поленится посетить сайт компании «Вилаш», в разделе описания серии «Святые угодники» непременно натолкнется на упоминание об освящении.
В качестве примирительного шага директор «Вилаш» предлагает не ссориться, а, «пользуясь случаем», объединить усилия и вместе с Православной церковью выступить против снижения культуры потребления алкоголя. Как отреагировали церковнослужители на столь смелую инициативу, история умалчивает.
Ответ на извечный вопрос «что делать», похоже, лежит в плоскости не закона, не бизнеса и не религии, а исключительно в плоскости морально-этической. Ведь смогли в прошлом году мусульмане Петербурга добиться снятия рекламы недалеко от метро «Горьковская», где на детишек и, кстати, не только правоверных, смотрела полуобнаженная особа. По словам религиозного журналиста Евгения Стрельчика, вино имеет некий сакральный смысл – оно используется в причастии: «Никаких запретов на изображения святых нет. Конечно, изображать их на унитазах, как и на водке или на пиве, например, - это богохульство. А в этом случае нет ничего страшного – тут вопрос только морально-этических принципов бизнесменов. Ну, а православным не надо «искать бревна в чужом глазу», вместо того, чтобы молиться».
Ксения Потеева
|