Котлеты из гориллы заказывали?
Анализ многочисленных проверок, проведенных в продовольственной торговой сети Нью-Йорка, заставляет специалистов сделать тревожный вывод: огромное количество иммигрантских бизнесов закупает полуфабрикаты и другие продукты питания у незарегистрированных источников и продает их в розницу, нарушая существующие законы и правила. Эта тенденция привела к тому, что только в течение сентября нынешнего года в продовольственной сети Нью-Йорка было конфисковано больше экзотических запрещенных продовольственных товаров, чем за весь 2005 год.
В последнее время нью-йоркскских инспекторов пищевой продукции – людей, чья работа на первый взгляд «как будто не видна», – в различных районах Города Большого Яблока, особенно в тех, где проживают крупные иммигрантские общины, подстерегают многочисленные сюрпризы в виде продовольственных товаров, которые на прилавках магазинов и появляться не должны. Например, реклама в витрине одного супермаркета в Квинсе гласила: «12 мясистых броненосцев». На Вест-Индийском рынке в Бруклине, где в основном продаются продукты питания, типичные для кухни карибских народов, на прилавках было мясо игуаны и козьи легкие – не то для употребления в пищу, не то для шаманских ритуалов. В бакалейном магазине Манхэттена, который держат иммигранты из Западной Африки, покупателям предлагались копченые грызуны – судя по всему, из их родных мест, – принадлежность которых к какому-либо биологическому виду вообще не поддавалось определению.
Список можно продолжать бесконечно: черепахи, паштет из загадочных рыб, лягушки, утиные лапки... Общее у всех этих диковинных товаров одно: все они ввезены в США большей частью нелегально, а продажа их является нарушением закона. «Нам попадалось практически все, что человек может употребить в пищу», – признает Джозеф Корби, директор отдела безопасности и инспекции продуктов штата Нью-Йорк. Теперь это ведомство в сотрудничестве с FDA пытается остановить мощный поток нелегальных продуктов питания, текущий в Соединенные Штаты по различным тайным каналам. Разумеется, к неудовольствию торговцев и покупателей, всю жизнь питавшихся своими национальными блюдами (вообразите, что «русским» магазинам в Америке вдруг запретили продавать салат оливье или пельмени).
Правда, сотрудники правоохранительных органов отмечают, что для большей эффективности они концентрируют внимание в первую очередь не на розничной, а на оптовой сети – базах и перевалочных пунктах, получающих импортные товары из России, стран Азии, Африки и т.д. В итоге за первые 9 месяцев 2006 г. власти закрыли в Нью-Йорке 72 магазина и конфисковали 640 тонн (!) запрещенного продовольствия, 80% которого было уничтожено: часть из-за отсутствия необходимой документации, остальное по причине неправильного хранения или приготовления. Среди таких продуктов, кстати, популярная у русскоязычных кулинария, сделанная для продажи в магазине частным образом, на дому и без лицензии: вся эта продукция подвергается большому риску быть зараженной опасными микроорганизмами вроде сальмонеллы или возбудителей ботулизма.
Разумеется, для разных видов еды существуют различные правила добычи и продажи. Например, дичь, добытая охотой в диких условиях за границей, как правило, запрещена для реализации в США. Сюда же относится мясо горилл и шимпанзе: оно регулярно появляется в этнических магазинах Нью-Йорка, но при этом охота на человекообразных обезьян классифицируется в нашей стране как браконьерство. Такие же товары, как мясные продукты из черепах, лягушек, игуан и броненосцев, разрешены к продаже, но только при условии, что их поставщик имеет соответствующую лицензию и регулярно проходит государственную инспекцию. Но, разумеется, в густонаселенном мегаполисе, где невозможно выявить даже нелегальных иммигрантов, что говорить о каком-то экзотическом мясе! Только в ходе проверки на одной улице в Чайнатауне Нью-Йорка инспекторы выявили нарушения буквально в каждом продовольственном магазине, куда они заходили; а происхождение, например, красного мяса, конфискованного в Bor Kee Food Market, выясняется до сих пор. Когда инспекторы указали владельцу уже упомянутой африканской лавки в Манхэттене на то, что на его прилавке лежат тушки грызунов, запрещенных к продаже в США, он отреагировал заявлением, что не говорит по-английски, не знает, что такое rodent, и ничего подобного в магазине не держит. Тем же элементарным приемом – «No English!» – воспользовались и хозяева Chang Xiang Trading в Бруклине, когда их поймали на том, что в их магазине продавались нелицензированные свинина, куры и утки. В каждом таком случае властям требуется в судебном порядке доказывать свою правоту, чтобы привлечь нарушителей к ответственности, но штрафы, даже солидные, все равно не приносят результата. По признанию работников инспекционных органов, остается надеяться только на разъяснительные программы, которые ведут в своих общинах иммигрантские организации Нью-Йорка. Рассчитывать на то, что выработанные столетиями гастрономические и кулинарные привычки новых американцев изменятся, пока не приходится.
|