Как на лишнем весе обывателей жиреет крупный бизнес
На той неделе Еврокомиссия приняла знаковое решение – запретила рекламировать сладкие газированные напитки во время трансляций детских передач. Больше того, из школ Старого Света решено убрать все автоматы, торгующие газировкой. Так чиновники ЕС пытаются остановить эпидемию ожирения среди несовершеннолетних. Не нужно объяснять, что фирмы, зарабатывающие миллионы на неуемной жажде детей к сладким напиткам, понесут значительные потери. Однако большинство производителей продуктов питания, кому земляне обязаны излишками жира на своих боках, продолжают процветать.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из 6-миллиардного населения планеты 1 млрд. имеет лишний вес. Из них 300 млн. человек страдают ожирением. Если сегодняшние темпы по глобальному «округлению» сохранятся, то через 10 лет толстяков станет в два раза больше. Отчего же мы жиреем?
Как когда-то сказала великолепная балерина Майя Плисецкая, «надо меньше жрать». Впрочем, дело не только в том, сколько мы едим, но и в том, что мы едим. На протяжении всей своей истории человек питался так, как ему диктовали условия жизни. Естественно, что в рационе приморских народов преобладала рыба. Охотники питались мясом диких животных, а скотоводы – прирученных. Последние несколько десятилетий эти различия стираются. Человек уже потребляет не то, что ему на роду написано, а то, что диктует современная пищевая индустрия. Ее бурное развитие, считает Мэрион Нестле, бывший высокопоставленный чиновник администрации США и автор книги «Продовольственная политика», является одной из главных причин эпидемии ожирения. Цель пищевых гигантов – не производство продовольствия, а получение прибыли. Поэтому они идут на все, чтобы делать как можно более дешевые продукты в как можно большем количестве. Это, в свою очередь, приводит к засилью нездоровой пищи, которая негативно отражается на здоровье потребителей.
Россияне ощутили на себе эту политику 15 лет назад, когда в Москве на Пушкинской площади открылся первый «Макдоналдс». Сейчас в столице ресторанов с узнаваемой во всем мире буковкой «М» в логотипе уже больше пятидесяти. А по всей стране – около 150. В «Маке» россияне научились «быстро кушать». С него в нашей стране начала процветать система так называемых фаст-фудов. Благо, что сейчас многие из таких ресторанов стараются ориентироваться на привычную для нас кухню. К примеру, включают в меню блинчики, супчики и даже пельмешки, милые русскому желудку. Может, поэтому в списке ВОЗ по ожиревшим странам мы занимаем пока только четвертое место, уступая американцам, англичанам и немцам.
И тем не менее регулярно, то есть каждый день, в ресторанах быстрого питания обедает 4% россиян, которые оставляют там в среднем по 5–6 долларов. Если посчитать, то получится, что ежегодный доход индустрии фаст-фуда в России составляет примерно 71 млн. долларов. Для сравнения, в Америке эта цифра равна 133 млрд. Это больше, чем американцы тратят на высшее образование, компьютеры или автомобили. Больше, чем на книги, фильмы, журналы, газеты и музыку, вместе взятые.
Потратившись на то, чтобы набрать лишние килограммы, многие толстяки теперь готовы оплачивать и борьбу с избыточным весом. И если индустрия быстрого питания наживается на человеческой слабости, то тут деньги начинают грести «помощники» в похудании, зарабатывая на маниакальном желании стать стройным. В распоряжении толстяков – врачи-диетологи, массажисты, суперсовременные спортзалы, теннисные корты и бассейны, лекарства, книжки о правильном питании, рестораны легкой и здоровой пищи, целые клиники с собственными программами по похудению. Интернет завален тысячами соблазнительных рекламных текстов, нахваливающих те или иные методики.
Это как погоня за ускользающей молодостью. Тоже целая индустрия, в которой крутятся огромные деньги. Так, в 2001 году американцы потратили более 50 млрд. долларов на то, чтобы похудеть. Опросы общественного мнения в США показали, что в последние годы около 30% мужчин и 45% женщин регулярно или периодически соблюдают диеты. А специалисты тем временем убеждены, что борьба с собственной биологией тщетна. Как показывает статистика, после диет люди набирают треть потерянного веса в первый год, а в последующие 2–3 года возвращаются к тому, от чего так стремились уйти. Выходит, что бизнес получает от всего этого многомиллиардные доходы, а толстяки – ничего.
А вот еще одна прибыльная отрасль – производство привычных вещей, но нестандартных размеров: от одежды на «квадратные» фигуры до... гробов для тучных покойников. В Штатах стали появляться компании именно с такой специализацией. «Мы изготавливаем гробы размеров «супер» и «сверхбольшие». Это для «клиентов» весом до и больше 450 кг», – говорит представитель одной из таких компаний. Стоят спецгробы в два раза дороже обычных, но спрос на них большой. Дороже и большие инвалидные коляски, больничные койки, манжетки для тонометров, гигантские зонты, вешалки для одежды больших размеров и специальные стулья, которые способны выдержать вес свыше 300 килограммов. Получатся, что на каждом этапе жизни толстяка сопровождают те, кто готовы наживиться на его несчастье. Даже мертвым он будет лежать в гробу размера «супер» за двойную цену.
|